cantanapoli: (Default)
[personal profile] cantanapoli
 Красивое название этого исторического периода, разумеется, не так связано с его превосходными качествами, скорее оно  демонстрирует нам контраст к тому что произошло вслед за ней.

Не будь этого контраста, не случись дальше большой войны (а потом, через 20 лет — еще большей), были бы гораздо виднее все родовые недостатки той эпохи. 

Да, разумеется, шляпки, веера, цилиндры и тросточки — но при всем при этом колониальная система, империи, накачивающиеся оружием в преддверии будущей войны, электоральное неравенство, где голосует только малая часть населения (самые богатые и только мужчины).

Знаменитые фотографии детей-шахтеров и «человеческие зоопарки», демонстрировавшие европейской публике африканцев в клетках — это как раз оттуда, из прекрасной эпохи.

Причем все эти примеры жестокости эпохи вовсе не подрывали веру в прогресс. Им находили (кстати, до сих пор находят) объяснения именно в рамках прогрессистской логики.

Колониальная система интерпретировалась как «цивилизаторская миссия», серьезнейшее социальное неравенство — как стимул толкающих бедняков к богатству и успеху. Тяжёлые условия труда виделись как неизбежная цена развития техники и прогресса.

Будущее мыслилось не как революционный разрыв с настоящим, скорее как постепенное улучшение, когда те силы, что создали проблемы, со временем их решат.

Но существовал и кардинально иной взгляд на будущее.

Тогдашние радикальные левые (коммунисты и анархисты) не собирались долгие годы  ждать постепенного улучшения. Они хотели видеть совершенно другую траекторию развития Европы. Им виделась скорая гибель «эксплуататорского строя» и гибель эта должна была произойти вовсе не от естественных причин.

В меню радикалов были очень острые кушанья —  террор, покушения, взрывы бомб, словом —  насилие воспринималось как допустимый и даже рекомендуемый инструмент исторического перехода.

Впрочем, вслед за разрушением старого мира в плане следовала довольно смутная и противоречивая картина нового — утопическая, плохо очерченная и во многом основанная скорее на отрицании существующего порядка, чем на внятном проекте будущего.

Именно эта смутность и объясняет почему в тот период левая повестка так и не получила однозначной поддержки масс.

Развитие экономики, технологии и вера в постепенный, управляемый прогресс казалась куда более рациональной и надёжной ставкой. Он ведь уже приносил конкретные плоды, а вот радикальный разрыв с настоящим пугал своей неопределённостью и риском разрушить то немногое, что, как казалось, уже удалось построить.

Продолжение следует....

Re: Ассимиляция

Jan. 14th, 2026 10:46 pm
cantanapoli: (Default)
[personal profile] cantanapoli
 Этот исторический период, конечно, страшно кинематографичен и поэтому запечатлен в сотнях «костюмных драм». Если нужны опорные точки — то самое начало этого периода — это произведения Жюля Верна, середина — рассказы о Шерлоке Холмсе, а конец — «Аббатство Даунтон». Это все Belle Epoque.

Но кроме роскошных платьев на дамах и цилиндров с тросточками у джентльменов стоит заметить вот еще что — это был период резких технологических изменений, видимого прогресса. 

За эти 30-40 лет жизнь обитателей европейских городов менялась не количественно, а качественно. Газовое, опасное и тусклое освещение сменилось электрическим, железные дороги протянулись уже не только между столицами, но и провинциальными городами, появились автомобили,  телеграф стал повседневным способом связи.

Именно в это время инженеры и ученые стали восприниматься как важнейшие профессии и получили наконец внятное отражение в литературе — «Янки при дворе короля Артура», помните? Книга написана в конце 19-го века, как раз макушка «прекрасной эпохи». Ну и весь Жюль Верн тоже сюда. 

И это ощущение прогресса не могло не сказаться на общественных ожиданиях — значительная часть городской публики уверилась в том что прогресс будет и далее идти тем же бешенным темпом. 

В сочетании с тем что в этот момент европейские государства были колониальными империями, которые уже некоторое время воздерживались от больших войн в Европе (перенося их в колонии) — к технооптимизму добавлялся еще и оптимизм и в отношении безопасности и мирного сосуществования.

Так что европейцы того времени в массе считали что будущее — это богатство, прогресс и безопасность.

И этот оптимизм не был следствием какого-то легкомыслия или глупости, просто тогдашний опыт был ограничен «позитивом». 

К началу XX века прогресс успел продемонстрировать почти исключительно свою созидательную сторону: он делал жизнь удобнее, безопаснее и предсказуемее. Электричество освещало улицы, железные дороги связывали города, медицина снижала смертность, инженерия решала задачи, которые ещё недавно казались невозможными.

Уверенность в том, что раз человек научился строить гигантские океанские лайнеры, то сам факт их размеров, сложности и инженерной продуманности уже делает их надёжными и безопасными — выглядит наивно, но только после того как риск катастрофы реализуется. До этого — это просто слепое пятно оптимизма и веры в прогресс.

То же самое относилось и к другим достижениям науки и техники — они мыслились как полезные инструменты, служащие благосостоянию, рационализации и расширению человеческих возможностей. Идея о том, что в условиях индустриальной войны те же самые технологии — машиностроение, химия, связь, медицина — будут обращены на массовое и механизированное уничтожение людей, приходила в голову только отдельным пессимистам.

Эти мыслители интуитивно нащупывали эту тёмную сторону прогресса ещё до начала падения в войну — вспомним хотя бы Уэллса или мрачные интонации декадентской литературы. 

Но для большинства современников эти голоса звучали как фантастика, эстетическая поза, желание эпатировать публику. 

Доминирующим оставался иной образ если и не доброго, то рационального будущего — похожего на улучшенный вариант настоящего.

До войны, которая выбила из Европы дух и перекроила ее карту оставались всего несколько коротких лет.

Продолжение следует...

cantanapoli: (Default)
[personal profile] cantanapoli
Десяток лет назад я посмотрел «Отель Гранд Будапешт» — и понял что отныне это один из моих любимых фильмов. При этом я никогда не мог объяснить себе почему.

А сейчас наконец понял.

Дело в том что это фильм про меня. Вернее даже так — про нас, про людей, заставших другие, более цивилизованные времена, а сейчас вынужденно следящих за тем как то что мы воспринимали как данность — превращается в развалины, тлен и копоть.

Именно из такой перспективы нам демонстрируют главных героев, особенно месье Густава. Его отель, его умения, его жизнь — сталкиваясь с новой реальностью моментально перестают быть значимыми. И не напрасно нам в начале истории дают возможность поглядеть на то во что превратился отель в новом мире.

Да, мир воображаемой страны Зубровки и ее шикарных отелей и родовых замков, разумеется, фантазийный. Он даже не совпадает по хронологии с нашим миром — например там большая война начинается, похоже, не в 1939-ом, а сразу после событий центральной части фильма, в 1932-ом. А Первой Мировой в этой альтернативной истории возможно — и вовсе не было.

Режиссеру не интересно было придерживаться реальной истории Европы, и ее показывают несколько гиперболизированно и упрощенно: две мировые войны тут, похоже, спрессованы в одну, наступающую сразу после belle epoque, "прекрасной эпохи".

Я хочу поговорить о предсказаниях, которые не были услышаны (но сбылись), и о том что предсказано, но не должно случиться. 

И начать придется издалека — вот как раз с прекрасной эпохи, охватившей конец 19-го и самое начало 20-го века.

Продолжение следует...

дневниковое

Jan. 11th, 2026 02:21 am
cantanapoli: (Default)
[personal profile] cantanapoli
Нынешние блэкауты после российских авиаударов — похоже это именно то что путин планировал проделать с нами три года назад. 

Тогда у него не получилось, несмотря на все попытки — ракетные удары оказались хоть и массированными, но малоэффективными. А массы шахедов еще не было.

Сейчас он подготовился гораздо лучше. Выждал, как вы видите, самых суровых морозов, и ударил во время них всем чем можно, чтоб уж наверняка. И сейчас жители миллионных городов сидят кто без отопления, кто без света.

Ну что, это уже было. По историческим меркам совсем недавно другой «великий диктатор» тоже пытался ударами с воздуха погрузить огромный европейский город во тьму отчаяния и страха.

Более того, тут даже больше совпадений чем кажется на первый взгляд. 

Я про этот пресловутый «Орешник». 

Удар им имел ровно тот же смысл и ту же природу что удары Фау-2 по Лондону: это ведь чудовищно  неточное, но при этом страшно дорогое оружие. 

Положенная ему по логике ядерная начинка должна компенсировать эту неточность, но в реальности ее ничего не компенсирует, и летящие на Украину болванки наносят ущерба как несколько шахедов (при том что стоит ракета на порядки дороже).

Так что происходит ровно то что было 80 лет назад над Лондоном: удар каждой Фау-2 убивал пару случайных людей, зато в «Дойче Вохеншау» это подавалось как удар чудо-оружием.Свернуть

«Орешник» — еще более дорогое и штучное оружие, чем был Фау-2 для нацистской Германии. Так что выходит что путинская россия сейчас пытается доказать украинцам и всему миру что она еще безумнее чем гитлеровский рейх.

Мы переживем это. Как пережили тот страшный год лондонцы. Но эта зима, разумеется, не забудется, как не забыли британцы «Блиц».

правее правого

Jan. 10th, 2026 03:58 am
cantanapoli: (Default)
[personal profile] cantanapoli
 Что было бы, если бы я заинтересовался правым мировоззрением не 20-25 лет назад (в тени совсем недавно рухнувшего советского проекта) — а сейчас, в совершенно другом мире?

В 2005-ом мне очень нравились идеи о компактной государственной машине, низких налогах, доверии общества к институтам, решение проблем через заключение осознанных и исполнимых контрактов и решение конфликтов в суде. В общем, в те годы в мире правых идей (во всяком случае в той его части в которую у меня был доступ) интерес вызывали либертарианские идеи и минархизм.

Потом уже до меня дошло что рыночные механизмы — предназначены для решения именно экономических проблем, политика или тем более гуманитарные вопросы — по определению им перпендикулярны и незначимы, но сейчас не о том разговор.

Представим что мое знакомство с правыми идеями происходило бы сейчас.

Что я услышу сейчас от условного правого спикера? Про то что все проблемы от мигрантов и леваков? Что это не суд обладает властью в разрешении споров, а указ Главного Начальника? Что право силы, что в международной политике, что в решении местных проблем — это альфа и омега?

Означает ли это что сторонники либерального рынка исчезли? Нет, просто главную скрипку играют совсем не они.

Собственно, это видно даже по моим тогдашним знакомым из той же тусовки: они и сейчас вроде бы те же либертарианцы, только почему-то все разговоры теперь не про рыночные механизмы, а про политическую борьбу с левыми и засилье мигрантов.

Может быть поэтому снижение налогов и фискальная дисциплина кажутся даже не скучными, а откровенно проигрышными электоральными лозунгами. Вот выдворение мигрантов, вот тарифы и силовая борьба с другими участниками международных отношений — это да, это перспективно.

Но и это еще не дно кроличьей норы. Где-то там, за спинами трампов и фараджей маячат их политические консультанты и творцы дискурса, все это Темное просвещение и криптотехнобро. 

 И то что эти люди генерируют в качестве своего видения нашего общего будущего на этом шарике грязи — выглядит откровенно пугающе.

Корпоративное государство, великий вождь, урожденная элита,  правящая по праву богатства и происхождения. Эта фашистская техноутопия выглядит сейчас нереалистичной — но насколько реалистичным выглядело 20 лет тому назад происходящее в сегодняшнем мире?

cantanapoli: (Default)
[personal profile] cantanapoli
 Я прошелся по странице "Manage Circle", устроенной для того чтоб управлять кого ты читаешь и кому разрешаешь видеть твои подзамки.

Увы, все плохо. Видимо из-за того что я неоднократно импортил контент - там не только местные аккаунта, а еще и куча ЖЖ-шных. На что подписываться - неясно.

Если вы меня читаете/читали в ЖЖ и считаете что нужно восстановить контакт - напишите в комментарии, плиз.

куды бечь?

Jan. 7th, 2026 10:27 pm
cantanapoli: (Default)
[personal profile] cantanapoli
 После всего этого безобразия с новыми правилами — я даже пытался разобраться в том что происходит: кто-кого все еще видит, кто-кого уже нет. Но мне как-то резко стало так тошно, что я бросил эти попытки. Я конечно поставил ссылку на бэкапный аккаунт в Дриме, но ситуацию мою это не исправило.
  1. В ЖЖ мне теперь неуютно. Хотя казалось бы — меня ведь уже банили на территории россии, исключали из топа, вроде бы точка невозвращения давно пройдена. А вот оказалось нет — именно ситуация идиотского выбора — включать ли кириллические сервисы или нет стала той последней ядовитой каплей.
  2. Но и Дрим мне, скажем честно — не мил. В качестве запасного аэродрома он даже неплох, но любви между нами нет, сплошная френд-зона.
  3. Мне говорят «иди на Телеграм». А у меня совершенно парадоксальная к нему антипатия. Я не воспринимаю его в качестве платформы для публикаций, для меня это все еще мессенджер и «звонилка». Ничего не могу с этим поделать.
  4. ФБ. Ну не знаю. Хозяева тамошнего дискурса отчаянно не любят нас, его пользователей. И делают все чтоб мы это чувствовали и понимали.
  5. Вміст. Это очень милое место, но совершенно камерное, не для всех. Возможно в будущем это поменяется, но не исключено что поменяется и остальное, и я перестану испытывать к нему тот сантимент что есть у меня сейчас.

Так что пока я буду делать как делал —  оставлять запись здесь, на Дриме. На Вмісте.

Буду пытаться найти и придумать что-то новое. Но честно — не знаю куда идти. ЖЖ не то чтоб умер, его убили и делают с его трупом что-то нехорошее. А я, как давний знакомец покойного, вынужден смотреть на происходящее до самого конца.

поясни за сериал

Jan. 4th, 2026 10:08 pm
cantanapoli: (Default)
[personal profile] cantanapoli
 Мне тут в личной беседе предьявили за мое увлечение Плурибусом. Мол, вот ты нам об этом сериале говорил-говорил, мы его посмотрели и разочаровались: идея странная, героиня неприятная, темп повествования как у черепахи. А пафосу!

Я совершенно спокойно отношусь к тому что некоторые художественные произведения интересны только некоторым (а не всем) людям. Здесь нет ничего обидного или странного.
Каждый из нас смотрит на мир сквозь свои внутренние умолчания, устремления и прочие уникальные свойства (все на у, ура!).
И было бы странно если бы сериал, сознательно снятый «перпендикулярно» к тенденциям — зацепил бы всех.
Более того, сама нынешняя ситуация, когда в год выходит не два десятка сериалов, а две сотни — провоцирует к тому чтоб зрительская любовь тоже получалась фрагментированной, и не выдавалась одним куском.
Ну и вот еще — вполне возможно, что на мое впечатление от сериала наложились чисто поколенческие вещи. Я, например, в свое время был страстным читателем научной фантастики, а те, кто родились сильно раньше или сильно позже — такой печати на себе не имеют. И смотрят на сериал под другим углом, ожидая от него другого тона.
У каждого из нас свой набор кнопок, которые нажимает искусство. У некоторых комбинация нажатий активирует реакцию, у других — нет. И это хорошо, кстати. Грустно было бы если бы все были совершенно одинаковы и думали строго одно и то же (да, это отсылка к теме сериала).
Page generated Jan. 18th, 2026 10:18 am
Powered by Dreamwidth Studios